Содержание:
Кава представляет собой традиционный слабонаркотический напиток, широко распространенный среди народов Океании, и не следует путать с испанским игристым вином под тем же названием. У полинезийцев этот напиток известен как кава или 'ава, у фиджийцев он называется янггона или грог, а на Вануату (Меланезия) его зовут просто кава. На северных островах архипелага его могут называть малово, малоху или милик, а у народов понапе (Микронезия) и косраэ (Микронезия) он известен как сакау и сека соответственно.
Кава употребляется как в церемониальных, так и в повседневных неритуализированных ситуациях. Напиток обладает легким наркотическим, снотворным, мышечно-расслабляющим, гипотензивным и мочегонным действием, однако не вызывает галлюцинации.
Активные компоненты кавы – флавокавины и кавалактоны – воздействуют на лимбическую систему мозга, отвечающую за эмоциональное и мотивационное поведение. В результате употребления кавы возникает чувство легкой эйфории, релаксации и приятности общения, а после некоторого времени наступает глубокий сон, продолжительность которого зависит от количества и крепости напитка.
Традиционно, с учетом распространения растительных стимуляторов, Океанию разделяют на две зоны: область употребления кавы (северо-восток Меланезии, Полинезия, Восточная Микронезия) и область жевания бетеля (Юго-Восточная Азия, большая часть Меланезии, Западная Микронезия).
Эти зоны не пересекаются, что позволяет предположить, что кава вытеснила бетель в Полинезии и части Микронезии. Кава также встречается редко на Новой Гвинее (за исключением южного побережья и некоторых деревень провинции Маданг), на островах архипелага Бисмарка (кроме островов Адмиралтейства), на Соломоновых островах (за исключением острова Сан-Кристобаль), а также на Новой Каледонии и Южном острове Новой Зеландии.
Название "кава" происходит от протоокеанийского термина *kawaRi, означающего "горький корень" или "мощный корневой яд (для рыбной ловли)", изначально относившегося к имбирю зерумбет (Zingiber zerumbet) или Piper subbullatum (см.
The Lexicon of Proto Oceanic, 2008, стр. 395–398). Изначальным диким предшественником кавы является Piper wichmannii, вид, произрастающий в северной части Вануату. Современные исследования указывают на то, что около 3000 лет назад на этом острове произошло одомашнение растения, которое затем было перенесено на другие острова Тихого океана, включая Новую Гвинею, с культурой Лапита в 1-м тысячелетии до нашей эры (см.
Lebot, 1992, стр. 56). В другой гипотезе утверждается, что одомашнение кавы произошло в обширном регионе от Новой Гвинеи до Вануату, откуда культура распространилась в Микронезию и Полинезию; позже традиция потребления напитка исчезла на Соломоновых островах и на Новой Гвинее (см. Turner, 2012, стр. 36). Тем не менее, большинство исследователей придерживаются первой версии.
Для создания напитка кава используются как свежие, так и высушенные корни и стебли перца опьяняющего (Piper methysticum).
Свежие корни предварительно вымачивают в воде, после чего их измельчают или пережёвывают до образования однородной массы. Высушенные корни, которые перед этим несколько часов находятся в воде, превращаются в порошок.
Далее, полученная масса или порошок смешиваются с водой, а затем фильтруются. В некоторых районах, например на южном побережье Новой Гвинеи у народа маринд-аним, вода не добавляется. В Полинезии традиционно приготовление кавы возлагается на девушек, а в Меланезии – на молодых мужчин.
Имелась система запретов на потребление кавы.
В Полинезии этот напиток могли пить лишь мужчины, на островах Вануату и Фиджи доступ имели только инициированные взрослые мужчины, в то время как молодежь была занята в процессе его приготовления.
В наиболее иерархических культурах Западной Полинезии, таких как Тонга и Самоа, а также среди микронезийцев на островах Понапе и Косраэ, каву употребляли лица с высоким социальным статусом. Рваные шрамы от язв, полученных из-за чрезмерного пития кавы, иногда ценились как символы почёта. В наши дни, в тех регионах, где кава остаётся популярной, правила относительно её потребления соблюдаются менее строго.
Использование растения кавы часто ассоциируется с фатальными последствиями или магическими ритуалами, обращенными к миру духов.
Согласно народным преданиям, корни кавы уходят в историю, когда из тела умершего человека выросло первое растение этого вида (Lebot, 1992.
122-126). Происхождение фиджийского термина янггона и полинезийского слова кава (производные от фиджийского якона и гавайского ‘ава, что означает «горький») связано с понятием ядовитых веществ.
В некоторых регионах кава употребляется исключительно в ритуальных целях во время похорон (например, на островах Адмиралтейства, в южной части Новой Гвинеи, на острове Пентекост).
В деревнях на севере провинции Маданг (народ бергам) мужчины пьют каву при обсуждении причин смерти. На острове Эспириту-Санто (Вануату) вдовы высокопоставленных мужчин получали каву перед тем, как их душили и хоронили рядом с мужьями. Аналогичная практика была обнаружена при археологических раскопках могилы вождя Рои Мате на Эфате (Вануату), где вместе с ним были похоронены пары людей из подвластных ему этнических групп.
Из анализа костных останков следует, что мужчины были погребены живыми после принятия кавы, а женщины оставались в сознании.
На архипелаге Вануату существует древний ритуал потребления тамафа, традиционного напитка, приготовленного из кавы. Этот обряд проводится в специально обустроенном месте, известном как накамала, которое включает в себя мужской дом и прилегающую церемониальную площадку. В начале церемонии участники выступают с речами, освещая актуальные проблемы, связанные с текущей темой встречи.
После этого каждый приближается к чаше с кавой, получает порцию и выпивает ее, заканчивая ритуал выплевыванием последнего глотка на землю в знак уважения к предкам. Употребление кавы имеет важное значение для движения Джона Фрума, которое распространилось в 20-м веке.
На островах Фиджи, Тонга и Самоа кава обладала статусом священного напитка, который употребляли в ходе значимых ритуалов. Для потребления этого напитка изготавливали уникальные деревянные сосуды и чаши, именуемые "ину", которые также считались священными предметами.
В культуре Тонга церемония употребления кавы занимает видное место в местной мифологии.
Согласно одной из легенд, основатель королевской династии туи-тонга, Ахоеситу, был возрождён своим отцом Тангалоа посредством магического напитка из кавы. Традиционный ритуал принятия кавы, таумафа кава, обычно проводится при восшествии на трон нового туи-тонга или по случаю его кончины. Этот обряд включает в себя строго определенные правила (расположение участников, подсчет корзин с пищей и кавой, произнесение специальных речей, последовательность передачи чаши с напитком) и отражает философские взгляды и социальную иерархию жителей королевства Тонга.
Участники ритуала формируют огромный круг (символ тонганского мира), при этом высокопоставленные вожди (фалефа) размещаются таким образом, чтобы между ними находились менее знатные дворяне (матапуле). Весь процесс церемонии контролирует хаа нгата – высокопоставленный вождь, который является ближайшим помощником туи-тонга. Чаши с кавой передаются знати в строгом порядке. После того, как все участники круга попробовали напиток, считается, что новый туи-тонга официально вступил в свои полномочия.
В фильме "Кава Куо Хека" (1999) представлен ритуал потребления тонганской кавы.
С середины 20-го века стало обычным употреблять этот напиток на дружеских встречах, что на языке местного населения называется "факава", что означает "готовить и пить каву".
В регионе Микронезия существуют особенности как в способе приготовления напитка кавы, так и в церемониальных аспектах его потребления. В отличие от Полинезии, где корни обычно жуют для извлечения сока, а затем массу сплёвывают на большое деревянное блюдо для приготовления напитка, в Микронезии корни измельчают с помощью каменных пест на камнях, причём используют только свежие растения.
Ритм толчения корней мог меняться в зависимости от участия знати и хода церемонии, что создавало своеобразный акустический код, информирующий участников о происходящем.
Для отделения сока использовались фильтры из волокон коры гибискуса. Истолчённые корни укладывались на полосы лубяных волокон, концы которых затем скручивали, поднимали и выжимали жидкость в чаши из кокосовой скорлупы. На острове Понпеи (Каролинские острова) не так широко распространён полинезийский обычай выливания части готового напитка на землю или разбрызгивания его в воздухе в дар богам. В целом, процесс приготовления кавы и церемониальные традиции в Микронезии менее строго регламентированы по сравнению с Полинезией.
В древних обществах кава считалась символом высокого социального положения и знаком почёта.
Её потребление было прерогативой аристократии и неизменным элементом церемонии посвящения в высшие сословия. Обычные общинники не имели права на употребление кавы без присутствия дворян и только в случае, если они предлагали в дар первые плоды этого напитка. Женщинам, за исключением представительниц знатных родов, публичное питьё кавы было запрещено; даже когда они пили её, им приходилось прикрывать лицо или отворачиваться от мужчин. (На самом деле женщины тайно употребляли каву.) Подарить каву вождю считалось наилучшим способом добиться прощения за какую-либо провинность.
Было принято, что нанмарки не может отклонить чашу с кавой, предложенную в таких обстоятельствах, хотя и мог демонстративно оттягивать принятие (Райзенберг, 1968. 109).
На всех значимых событиях, таких как бракосочетания, кава неизменно являлась неотъемлемой частью торжества.
Это подтверждается свидетельством ирландского моряка Джеймса О’Коннела, который очутился на Понапе в конце 1820-х годов и оставил описание подобного праздника (Ergebnisse der Südsee-Expedition 1908–1910. 1932. С. 30–32).
В древних религиозных ритуалах, кофе играл роль священного символа, используемого в обрядах, проводимых шаманами и гадалками. В качестве дара богам, кофе предлагался в церемониях, где его подносили моряки и рыбаки, которые долгое время сохраняли традиционные религиозные обычаи.
В таких ритуалах, происходивших вечером перед началом рыбной ловли и после ее окончания, участники, обращаясь к богам и выражая свои просьбы, поднимали сосуд с кофе над головой обеими руками (Reisenberg, 1968. 109).
Использование кавы в регионе Океании сохраняется до сих пор. В начале XXI века на территории Вануату в городских районах открываются заведения, специализирующиеся на продаже кавы, которые называются кава-барами.
Кроме того, порошок кавы доступен для покупки в розничных магазинах. Тем не менее, женщинам по-прежнему запрещается употреблять этот напиток. В некоторых зарубежных странах выпускаются биологически активные добавки (БАД), в состав которых входит кава. В России, начиная с 2004 года, кава классифицируется как сильнодействующее и ядовитое вещество, что запрещает ее использование в составе БАД.
Размещено 19 сентября 2022 года в 17:53 по Гринвичу плюс 3 часа.
Последняя корректировка была проведена в тот же день в 17:53 по времени, соответствующему часовому поясу +3. Для связи с командой редакторов обращайтесь по указанным каналам коммуникации.
С вами была Татьяна Андреева