«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье»
Блог о Здоровье и Саморазвитии

Толокнянка обыкновенная

Татьяна Андреева
01.04.2024
Травы

Содержание:

В составе толокнянки ключевое значение имеют фенольные гликозиды, чаще всего обнаруживаемые в листьях в концентрациях от 8 до 16 процентов, при этом нередко их процентное содержание достигает 25. К таким соединениям относятся: арбутин (также известный как арбутозид или эриколин), метиларбутин, пирозид (6-ацетиларбутин) и кофеиларбутин, представляющий соединение арбутина с кофейной кислотой.

При воздействии фермента арбутазы, присутствующего в листьях толокнянки, арбутин подвергается расщеплению с образованием глюкозы и свободного гидрохинона. Аналогичным образом метиларбутин преобразуется в глюкозу и монометиловый эфир гидрохинона. В листьях данного растения обнаруживается до 1 процента свободного гидрохинона.

В верхней части растения толокнянки обнаруживаются танины пирогаллового ряда (содержание достигает 30-35 %), включая биоактивные эллаготанины и галлотанины, одним из которых является корилагин.

Под действием гидролиза этот корилагин распадается с образованием глюкозы, а также эллаговой и галловой кислот.

У листьев толокнянки имеется содержание органических кислот, включая галловую до 6%, эллаговую, хинную, протокатеховую, яблочную и муравьиную.

В дополнение к этому, в листьях присутствуют флавоноиды, такие как кверцетин, изокверцитрин, мирицитрин, гиперозид и мирицитин. Кроме того, здесь обнаружены С-бензилированные дигидрофлаваноны, представленные уваретином и изоуваретином, которые позднее получили названия хаманетин и изохаманетин соответственно.

В листьях и корнях вида толокнянки присутствуют тритерпеновые соединения.

В листьях данного растения обнаружены урсоловая кислота (совр. 0,4-0,8 %) и уваол, а также иридоидные глюкозиды монотропеин и асперулозид. Нестабильность агликонов иридоидных глюкозидов в кислой среде способствует полимеризации, что является причиной потемнения листьев во время процесса сушки.

В составе листьев толокнянки также обнаружены воск, смола, эфирное масло (от 0,01 %), аскорбиновая кислота (до 629 мг %), значительное количество йода (2,1-2,7 мг/кг). Будучи представителем семейства вересковых, толокнянка обладает свойством накапливать марганец, что достигает 2 мг% в пересчете на абсолютно сухое вещество. Данный элемент участвует в синтезе биологически активных соединений растения, к примеру, арбутина. Толокнянка также способна накапливать цинк и медь.

Галеновые соединения, полученные из целебных ягод толокнянки, проявляют мощные свойства против воспалений, инфекций и способствуют повышению выделения мочи.

Такие эффекты растения обусловлены в значительной степени фенольными соединениями, такими как арбутин и метиларбутин, а также гидрохинон и его метиловый эфир. Эти соединения оказывают бактерицидное и раздражающее воздействие на местный уровень.

Распад арбутина с высвобождением гидрохинона протекает благодаря активности ферментов, производимых кишечными бактериями, прежде всего кишечной палочкой. Гидрохинон, раздражая клетки канальцев почек, вызывает быстрое избавление организма от жидкости.

Фловоноиды толокнянки также придают растениям мочегонный эффект, что усиливает процесс выведения из организма ионов натрия и хлора.

Арбутин и один из продуктов его гидролиза, гидрохинон, проявляют антибактериальные свойства. Эти соединения подавляют развитие патогенных микроорганизмов, характерных для урологических инфекций, таких как микоплазмы Ureaplasma urealyticum и Mycoplasma hominis (Robertson J. A. и Howard L. A., 1987). Исследования показали, что арбутин оказывает ингибирующее действие на рост примерно половины проверенных культур синегнойной палочки.

Гидрохинон демонстрирует бактерицидную активность против различных видов бактерий, включая Staphylococcus epidermidis, Pseudomonas aeruginosa, Enterococcus faecalis и Proteus sp., даже тех, которые развили устойчивость к действию традиционных антибиотиков.

Травяным компонентам боярышника свойственны антимикробные и противовоспалительные качества, которые обусловлены присутствием таннинов.

Эти активные соединения образуют сложные комплексы с белками микробных клеток, что наделяет боярышник противомикробными способностями. Галловая кислота, в частности, проявляет выраженный ингибирующий эффект на рост таких патогенов, как Staphylococcus aureus (ингибирующая концентрация 20-71,3 мкг/мл), Corynebacterium diphtheriae (ингибирующая концентрация 20-100 мкг/мл), Bacillus subtilis (ингибирующая концентрация 71,3 мкг/мл), Mycobacterium tuberculosis (ингибирующая концентрация 100 мкг/мл), а также дрожжевидных грибков Candida albicans.

Особый компонент боярышника, арбутин, усиливает противовоспалительное действие таких препаратов, как преднизолон и индометацин, при этом снижая вероятность возникновения их побочных реакций. Использование препаратов на основе боярышника также способствует стимуляции детоксицирующего действия печени.

Препараты, полученные из ягод толокнянки, характеризуются низкой токсичностью.

Исследования в лабораторных условиях и на животных моделях, таких как мыши, свидетельствуют о том, что экстракт толокнянки не обладает мутагенным или канцерогенным действием.

Препараты толокнянки, обладающие антимикробными и противовоспалительными качествами, находят свое применение в терапии воспалений мочевыводящих путей и некоторых форм почечной недостаточности, связанных с расстройствами водно-минерального баланса.

Настои и отвары этого растения эффективно используются при лечении заболеваний мочевого пузыря, мочевыводящих путей, уретры, а также при образовании почечных камней.

В результате такого лечения происходит очищение мочевыводящих путей от микробных загрязнений и продуктов воспаления, восстанавливается нормальный анализ мочи, исчезают симптомы дизурии.

Однако следует учитывать, что использование листьев толокнянки в качестве антисептика для лечения хронического цистита и простатита возможно только при щелочной реакции мочи, так как в кислой среде не происходит гидролиз арбутина и метилсарбутина. Поэтому перед применением лекарственных средств на основе толокнянки рекомендуется провести определение рН мочи. В случае если реакция мочи является кислой, необходимо добавить к чашке отвара или настоя толокнянки примерно одну чайную ложку пищевой соды.

Краткая история использования толокнянки в медицине ведется с давних времен, когда открытые ею полезные свойства начали активно применять для лечения различных заболеваний мочевыводящей системы.

Толокнянка обладает сокровенной историей употребления в медицинских целях, которая уходит корнями в далекое прошлое северных европейских племен.

Ее лечебные свойства отмечены еще в знаменитом Древнеанглийском мануале лечения, известном как «Meddygon Myddfai», который был составлен еще в XII веке. В Армянской средневековой врачебной практике это растение было популярным средством, призванным укрепить организм и помочь справиться с диареей и кровохарканьем. Интересным фактом является то, что в европейских травниках соответствующего периода сведения о применении толокнянки не упоминаются, что можно объяснить ее специфическим использованием среди народов, населявших северные регионы континента.

В традиционной медицине регионов Северной России и Сибири толокнянка использовалась в качестве средства для лечения заболеваний, связанных с мочевым пузырем, мочевыводящими путями, а также при мочекаменной болезни.

Это растение также считается одним из самых старых средств против венерических заболеваний, которые применялись в России в Средние века. Специальные рецепты, предназначенные для изготовления лекарств от гонореи и сифилиса, хранились в тайне знахарями древности в монастырях и передавались лишь членам семьи или потомкам. Некоторые из этих рецептов сохраняются и в наши дни в некоторых областях Урала и Сибири.

В начале двадцатого века в научно-практической медицине Франции стали появляться первые свидетельства о применении листьев толокнянки.

Этот ресурс получил широкую пропоненцию как мощный диуретический и противовоспалительный агент для лечения заболеваний почек, мочевого пузыря и простатита благодаря деятельности известного французского специалиста в области фитотерапии, доктора ЛеКлерка.

Авторы работы Куцик Р. В., Зузук Б. М., Недоступ Т. и Пецко Т. в своем аналитическом обзоре подробно рассматривают Толокнянку обыкновенную.

Они являются сотрудниками Ивано-Франковской государственной медицинской академии. Влияние экстракта растения Arctostaphylos uva-ursi (L.) Spreng. на содержание и скорость деактивации цитохрома Р-450 исследовалось Ажуновой Т. А., Самбуевой З. Г., Николаевым С. М. и Матхановым Э. И., результаты которых были опубликованы в журнале "Растит. ресурсы" в 1987 году. Не менее важным оказалось исследование желчегонного действия экстракта толокнянки обыкновенной, проведенное Ажуновой Т.

А., Самбуевой З. Г., Николевым С. М., Махановым Э. И. и Нагаслаевой Л. А. Результаты исследования были опубликованы в "Фармации" в 1988 году. При этом, диссертация Башмурина А. Ф., посвященная фармакологическому исследованию галеновых и новогаленовых препаратов толокнянки и получившая положительное решение на соискание ученой степени кандидата ветеринарных наук, была защищена еще в 1951 году.

Представление о жидком концентрате толокнянки обыкновенной было предложено Зайцем К. А., Зозулей Р. Н. и Зайцевой Л. А. в статье для "Фармация" в 1974 году. Китанов Г. М., Генова Е. М. и Руменин В. М. сосредоточили свое внимание на исследовании содержания арбутина в растениях Arctostaphylos uva-ursi (L.) Spreng. из разных районов Народной Республики Болгарии. Их результаты также были опубликованы в "Растит.

ресурсы" в 1986 году. Мусаева Л. Д. исследовала содержание марганца и некоторых других минеральных веществ в растениях из порядка Ericales верескоцветных, применяемых в медицине, о чем рассказывается в ее работе для сборника "Вопросы фармакогнозии" в 1965 году. Стоит обратить внимание на научные основы рационального использования толокнянки, представленные в работе Шимкунайте Е. П., опубликованной в "Растительные ресурсы Сибири, Урала и Дальнего Востока" в Новосибирске в 1965 году.

Описание лекарственных свойств толокнянки с использованием ментола и галловой кислоты было представлено в патенте Финляндии №60645. Данный патент был зарегистрирован 29 апреля 1980 года и опубликован 10 марта 1982 год. С другой стороны, Акиу С., Судзуки Ю., Асахара Т., Фудзинама Ю. и Фукуда М. провели изучение ингибирующего воздействия арбутина на меланогенез с использованием культивируемых клеток меланомы B16, результаты были опубликованы в периодическом издании Nippon Hifuka Gakkai Zasshi в 1991 году.

Бейтон Д., Рассел Р. Р. и Уайли Р. А. предложили простой биохимический метод дифференциации Streptococcus mutans и Streptococcus sobrinus, детали исследования публиковались в Caries Res. в 1991 году. В изучении влияния арбутина на меланогенные белки в человеческих меланоцитах приняли участие Чакраборти А. К., Фунасака Ю., Комото М., Ичихаси М., результаты их работы были опубликованы в Pigment Cell Res. в 1998 году. Сай С., Сон С. К., Ким Дж. Э. и Чхон М.

Х. обнаружили, что алоэсин ингибирует гиперпигментацию, вызванную ультрафиолетовым излучением, этот результат был представлен в Clinical and Experimental Dermatology в 2002 году.

Кроме того, поведенное исследование Крочнан Д. О., Грэбу М. и Олинеску Р. показало стимулирующий эффект некоторых растительных экстрактов, используемых в гомеопатии, на фармакоциты полиморфноядерные нейтрофильные лейкоциты, данные были опубликованы в сборнике Rocz. Akad. Med. Bialyst в 2000 году. Фрёхне Д. провел исследования для выяснения вопроса о мочеполостной дезинфекции с помощью экстрактов боярышника в рамках публикации в научном журнале Planta Med. в 1970 году. Глокль И., Брашке Г.

и Вей М. разработали доказанные методы прямого определения глюкуронида и сульфата гидрохинона в моче человека после перорального приема экстракта листьев козьей травы, примененные в капиллярной зоновой электрофорезе.

Результаты их исследования нашли отражение в публикации J. Chromatogr.: B. Biomed. Sci. Appl. в 2001 году.

С вами была Татьяна Андреева

0 комментариев Оставить комментарий